Цифровизация как тактика выживания

Статьи

28.07.2020   Автор: Александр Барсков, директор по контенту, ИКС-МЕДИА

Пандемия «приземлила» процессы цифровой трансформации – для все большего числа компаний из модной стратегии она превращается в тактику выживания. А «нагрузочное тестирование» ИТ-моделей и систем выявило узкие места и уточнило приоритеты развития.

Мода на цифровую трансформация началась пару лет назад. Писались методички, разрабатывались стратегии, вводились новые должности (директора по цифровой трансфомации, CDO), но далеко не все четко понимали, зачем. Пандемия вмиг ответила на этот вопрос. Там, где уже были внедрены современные ИТ, оцифрованы процессы и реализованы онлайн-сервисы, переход на работу в новых условиях произошел безболезненно. Тем же компаниям (отраслям), которые застряли в доцифровой эпохе, пришлось тяжело. И еще более актуальным стал выглядеть прогноз, предрекающий исчезновение около 40% существующих компаний в результате цифровой революции. 
 
Сегодня важно оценить, как события 2020 года изменят тактику и стратегию цифровой трансформации, как повлияют на модернизацию ИКТ-инфраструктуры. Одно из первых серьезных исследований этих вопросов в России, выполненное совместно iKS-Consulting и Intel, показало существенное влияние пандемии на ИТ-процессы в компаниях, а также выявило основные приоритеты развития ИКТ-инфраструктуры.
 
Парадоксы трансформации
 
Надо сразу сказать, что цифровая трансформация является одним из основных приоритетов бизнеса в России. Практически половина опрошенных компаний сообщила, что проводила оценку влияния цифровых технологий на бизнес. Больше всего таких компаний оказалось в медицине и фармацевтике, ТЭКе, транспорте и логистике.
 
Но удивительно, что в ряде отраслей количество компаний, утвердивших «единую стратегию цифровой трансформации бизнеса», превышает число тех, которые оценили влияние цифровых технологий на сам бизнес. Скажем, в сегменте финансовых организаций 55% опрошенных компаний уже утвердили стратегию, но только 45% разобрались, как цифровизация влияет на бизнес. В промышленности соотношение таких компаний составляет 45% и 35%, в торговле – 58% и 33%, а в ТЭКе – 73% и 55%. Получается, что формальная сторона вопроса (утверждение стратегии) доминирует над фактическим пониманием пользы цифровизации. 
 
В том же ТЭКе 64% опрошенных компаний имеют отдельное подразделение или сотрудника (например, CDO), отвечающего за цифровую трансформацию бизнеса. В банках и промышленности этот показатель находится на уровне 40%, а в медицине и фармацевтике лишь 29%. «Одной из основных проблем низкой доли цифровых кадров является необходимость существенной переподготовки персонала и дефицит специалистов на рынке. Как правило, цифровой трансформацией занимаются ИТ-директора и другие сотрудники, связанные с ИТ», – отмечает Денис Патрикеев, ведущий консультант iKS-Consulting.
 
Именно отсутствие квалифицированных кадров названо участниками опроса основным риском для цифровой трансформации (на это указали 29%). Также в первой пятерке рисков – недостаток финансовых средств, отсутствие единого понимания целей и процесса трансформации, непонимание ее эффекта/преимуществ и проблемы информационной безопасности. 
 
Среди компаний, успешно проводящих стратегии цифровой трансформации в жизнь, аналитики выделяют КАМАЗ, «Почту России», «Сибур». Например, «Сибур» реализует концепцию «цифрового завода», которая предусматривает цифровизацию производственных и логистических процессов. На производстве внедряются аналитика с целью предиктивного обслуживания оборудования, цифровые двойники в железнодорожной логистике, позволяющие оптимизировать процесс перевозок, а также системы машинного зрения и беспилотные летательные аппараты для мониторинга производства и проведения технических осмотров. Все это помогает компании сокращать расходы и снижать риски промышленной безопасности.
 
Максимальный эффект, по мнению представителей 42% компаний, даст такое направление цифровой трансформации, как управление на основе данных. Также существенное влияние окажут цифровизация производственных процессов и развитие новых бизнес-моделей.
 
Влияние пандемии
 
Очевидно, что пандемия COVID-19 и меры, принятые Роспотребнадзором и Минздравом России, оказали существенное влияние на ИТ-процессы в компаниях. Это признали более 50% предприятий всех отраслей экономики. Например, в ТЭКе таких оказалось 64%, а в медицине и фармацевтике – 71%.
 
Главный фактор такого влияния – конечно, переход на удаленную работу (рис. 1). Это значительно увеличило нагрузку на ИТ-инфраструктуру, потребовало наращивания ее емкости. Почти каждой десятой компании пришлось временно приостановить основную деятельность.
 
«Компаниям, которые и раньше практиковали работу из дома, было, конечно, проще расширить инфраструктуру. Мы, например, имели опыт функционирования в таком режиме (наши сотрудники могут работать удаленно, а некоторые делают это на постоянной основе), но перевести на “удаленку” 100 тыс. человек – совсем другое, – рассказывает Сергей Жуков, директор по развитию бизнеса с государственными заказчиками в России и странах СНГ компании Intel. – Задача, которую пришлось решать экстренно, вызвала всплеск нагрузки на цифровые и сетевые ресурсы. Это привело к ощутимому росту потребления сервисов, став вызовом для телеком-сектора и облачных провайдеров. В основном они справились, и положительный опыт, который получили потребители, останется с нами».
 
 
Рис. 1. Факторы влияния пандемии и противоэпидемических мер на деятельность компаний
 
В условиях неопределенности, в том числе относительно второй волны роста заболеваемости, трудно оценить, как пандемия повлияет на расходы на цифровизацию и ИТ-бюджеты в частности. Некоторые компании из нефтегазовой и банковской отраслей отметили, что расходы увеличились, отчасти в связи с организацией дополнительной инфраструктуры для VDI. Но значительная часть респондентов указала, что затраты остались на прежнем уровне. «Полноценно определить влияние COVID-19 на ИТ-бюджеты компаний станет возможным к концу 2020 года, когда компании подведут итоги года», – считает Денис Патрикеев.
 
Подавляющее большинство компаний (82%) полагают, что режим удаленной работы (пусть и частичный) сохранится и после пандемии COVID-19 до конца 2020 года. Правда, в самом вопросе заложен оптимистичный сценарий завершения пандемии еще в текущем году. «Пандемия осложнила процессы ведения бизнеса части компаний, возвращение к базовым показателям, которые были до нее, займет в среднем 6–12 месяцев», – прогнозирует эксперт iKS-Consulting.
 
ИКТ-инфраструктура: адаптивность на первом месте
 
Базис любой цифровизации – современная ИКТ-инфраструктура. Основными направлениями ее развития участники опроса назвали облачные вычисления, цифровой документооборот и безопасность ИТ-инфраструктуры (рис. 2). В тоже время распределенная edge-инфраструктура, суперкомпьютеры и блокчейн оказались для респондентов на данном этапе неактуальными.
 
«Пандемия продемонстрировала наиболее узкие места ИТ-инфраструктуры, ее болевые точки. Компании их идентифицируют и будут соответствующим образом развивать сервисы, инфраструктуру, – считает Сергей Жуков. – Стало очевидно, что ИТ-инфраструктура становится критичной практически для любого бизнеса, и нужно продумывать все ее элементы в комплексе: ЦОДы и серверы, сети, производительность конечных устройств». Например, в ситуации, когда у сотрудника нет возможности вызвать ИТ-специалиста домой, необходимы решения для удаленного управления компьютерным парком.
 
Рис. 2. Приоритеты развития ИТ-инфраструктуры
 
«Пандемия еще раз показала, что мы движемся к цифровому миру, где требуются сбалансированные решения, определяемые сочетанием возможностей сетевой и вычислительной инфраструктуры и системы хранения. Если одна из этих частей становится узким горлышком, вся система начинает проседать», – добавляет специалист Intel.
 
Выделение респондентами в качестве основного приоритета развития облачных вычислений хорошо понятно. Именно облачная модель обеспечивает высокую степень адаптивности, которая важна не только для эффективной работы, но и для выживания компаний в нынешних условиях.
 
В целом, как показывает опыт компаний с развитой цифровой экосистемой, в основе быстрого и успешного внедрения инноваций лежат именно облачные технологии. Они позволяют быстрее запускать новые проекты и масштабировать существующие. В то же время растущая активность бизнеса по внедрению digital-проектов служит важным драйвером роста рынка облачных услуг.
 
Этот рынок в 2018–2019 годах стабильно увеличивался примерно на четверть ежегодно, и в 2019 году его объем достиг порядка 86 млрд руб. (данные iKS-Consulting). Как отмечают представители крупнейших облачных провайдеров, в первой половине 2020 года рост спроса на облачные услуги со стороны подавляющего числа сегментов экономики продолжился. При этом в силу сложившихся обстоятельств в первую очередь спрос увеличивался на решения, позволяющие:
  • организовать удаленную работу сотрудников;
  • построить эффективные методы коммуникации персонала;
  • организовать хранение большого объема документов, архивов, баз данных;
  • реализовать быстрое предоставление вычислительных ресурсов по требованию.
К тому же кризисные явления на фоне пандемии и нестабильных рынков подталкивают компании активнее искать новые пути сокращения издержек, что также приводит к росту спроса на облачные услуги.
 
«По сути произошло тотальное комплексное нагрузочное тестирование сложившихся моделей ИТ-инфраструктуры. Люди увидели и оценили на практике имеющиеся решения и сделают выводы, например, стоит ли отдавать часть нагрузки в облако или лучше строить свою инфраструктуру. Тренд на цифровизацию, модернизацию и построение гибридных систем останется. При этом специфика гибридизации (что оставлять в своем ЦОДе, а что отдавать в облако) будет зависеть от вертикали, от компании, от типа нагрузки: каждый увидел узкие и неустойчивые места в своей инфраструктуре и будет их оптимизировать», – отмечает Сергей Жуков.
 
Эксперты полагают, что во второй половине 2020 года рынок облаков в России будет развиваться еще динамичнее. Компании не только увеличат потребление классических IaaS-сервисов, что позволит им сократить финансовые издержки, но и начнут более активно использовать PaaS-услуги. Благодаря такому подходу можно максимально эффективно и быстро трансформировать корпоративные ИТ-системы, провести их адаптацию для облака, получить реальные экономические выгоды и ускорить запуск новых продуктов и сервисов. 
 
Узнать более подробные результаты исследования и задать вопросы его авторам можно 6 августа на онлайн-конференции CLOUD & DIGITAL TRANSFORMATION 2020.